Аэропорт Сухум. Расписание. Рейсы.

Сухумский аэропорт Бабушера. Абхазские авиалинии.


"В этом году откроем аэропорт.". "Обязательно откроем!". "На будущий год, Ора, уже на самолете прилетишь, если захочешь!"... и так уже лет пятнадцать.....

Аэропорт города Сухум (Сухуми) расположен вблизи села Бабушара, Гулрыпшского района Абхазии. Расстояние от аэропорта до столицы Абхазии - 18 километров.

Длина взлетно-посадочной полосы 3,64 км позволяет аэропорту принимать все типы гражданских и военных самолетов массой до 125 тонн. (одна из самых длинных в СНГ и в полтора раза длиннее адлерской). Аэродром 1-го класса имеет одну искусственную ВВП с усиленным бетонным покрытием. Аэропорт расположен в Колхидской низменности на берегу Чёрного моря, что обеспечивает посадку с 2-х сторон, из-за чего выгодно отличается от аэропорта в Сочи. Аэропорт строился под все типы советских самолетов, и в конце 60-х годов в Сухуми садился и взлетал опытный образец самого большого пассажирского самолета Ту-114, который потом много лет летал по маршруту Москва - Хабаровск, Владивосток и в Японию. В конце 1970-х было увеличена толщина бетонного покрытия аэродрома на 20 см, что позволило принимать самолёты типа Ил-76. Затем, в середине 80х взлетная полоса была увеличена под программу "Буран" как запасная. Аэропорт практически всепогодный, заход воздушных судов осуществляется с обеих сторон взлетно-посадочной полосы.

В советский период терминал мог принимать в «пиковое» для черноморского побережья летнее время до пяти тысяч пассажиров в сутки. Сейчас мало кто помнит, но до того, как сухумский аэропорт был открыт в начале 60х годов для приема реактивной техники, регулярные рейсы самолетов в Абхазию уже шли на полную курортную мощность Аэрофлота в Гудауту, о чем свидетельствует плакат 1964 года (в самом низу страницы). Да да, во все советское время длинная взлетно-посадочная полоса для гражданской авиации всегда была проблемой. В ряде случаев для приема гражданской реактивной техники долгое время использовали и чисто военные аэродромы (Гудаута, Копитнари, Килпъявр, Североморск-3). Гражданские аэродромы с длиной ИВПП более 3 км к 1972 году можно было посчитать по пальцам.

В аэропорту Сухума для приема пассажиров имеются старое здание аэровокзала, открытое еще в 60-х годах, и открытый в середине 80-х годов новый аэровокзал, располагающийся рядом с первым. В середине 1980-х взлетно-посадочную полосу удлинили, что позволило принимать пассажирские самолеты класса аэробус. Первым рейсом был аэробус сообщением Москва - Сухуми - Москва из Внуково. Ил-86 выполнял 3-4 рейса в день, и еще 1-2 рейса в день выполнял сухумский авиаотряд на Ту-134 во Внуково и Домодедово. И еще в зависимости от сезона несколько раз в неделю летал Ту-154 из Домодедово. В советские времена он также служил запасной площадкой для Тбилиси, Еревана, Баку, Минвод, Сочи, Симферополя, Краснодара, Ростова.


Согласно законодательству Грузии, которая считает Абхазию своей территорией, Абхазия закрыта для международного авиасообщения. Международная организация гражданской авиации ИКАО вынесла решение не присваивать аэропорту в Сухуме статус международного.

Лето 2016 За год никаких перемен. По прежнему выполняются редкие полеты на Псху кукурузником Ан-2. Цена билета 2200р.

9 сен 2015 СУХУМ – Sputnik, Саид Барганджия. У Абхазии нет средств, чтобы Сухумский аэропорт заработал, сказал президент Республики Абхазия Рауль Хаджимба на пресс-конференции в среду 9 сентября. "Хотелось бы, чтобы Сухумский аэропорт заработал сегодня, даже вчера, но средств, которые бы позволили нам запустить аэропорт, в Абхазии нет. Это не один и не два миллиарда", — сказал Хаджимба.

Он отметил, что на последней встрече с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным было обещано попытаться решить задачу привлечения инвесторов. "Я думаю, что эта работа будет в любом случае проводиться. Документы по аэропорту у нас готовы, и я думаю, что в ближайшее время активность работы нашей стороны будет еще больше для того, чтобы найти инвестора", — отметил президент республики.

11 дек 2014 СУХУМ — РИА Новости, Индира Барциц. Сухумский аэропорт начнет функционировать в течение двух лет, сказал президент Абхазии Рауль Хаджимба на пресс-конференции, посвященной вопросам внутренней и внешней политики. Хаджимба уточнил, что на восстановление Сухумского аэропорта предусмотрены в комплексном плане содействия РФ социально-экономическому развитию Абхазии значительные суммы. Однако этих средств недостаточно, для того, чтобы в полном объеме выполнить все работы по восстановлению Международного аэропорта им. В. Г. Ардзинба.

"Есть желающие включиться в этот процесс, идут соответствующие разговоры, встречи и я очень надеюсь, что в течение двух лет аэропорт будет запущен", — сказал Хаджимба. В ноябре 2014 года компания «Аэропорт Девелопмент», входящая в группу «Базовый элемент» Олега Дерипаски, заявила о намерении участвовать в реконструкции Сухумского аэропорта имени Владислава Ардзинба. 25 ноября 2014 года премьер-министр Абхазии Беслан Бутба сообщил, что аэропорт Сухума будет передан в управление российской компании. При этом Бутба уточнил: "Взлетно-посадочная полоса и диспетчеризация останется за государством, остальная часть будет отдана российской компании, мы сейчас ведем работу по поиску структуры, которая взялась бы за это"

"Аэродром и инфраструктура, радионавигация, средства связи, искусственное покрытие, обеспечение безопасности полетов, транспорт, обучение специалистов лежит на абхазской стороне, а строительство аэропортового комплекса — это вокзал, гостиницы, магазины, рестораны и прочее — на компании "Аэропорт Девелопмент", — сказал Виктор Хильчевский. Численность персонала, по его словам, к началу функционирования аэропорта составит около 200 человек. "Людей с действительными свидетельствами пилотов, диспетчеров, инженеров очень мало, надо переучивать их и готовить кадры. У нас есть договорённости с российскими ВУЗами и специализированными организациями при Министерстве гражданской авиации", — отметил Хильчевский.

Два года для реконструкции сухумского аэропорта имени Владислава Ардзинба — срок небольшой, считает директор этого аэропорта Вячеслав Эшба. В довоенное время, по его словам, аэропорт принимал около 600 пассажиров в час, пока о достижении таких показателей речь не идет. "Мы ведем переговоры с различными авиакомпаниями и особых проблем в том, чтобы летать в Сухумский аэропорт, не наблюдаем», – сказал советник абхазского лидера Амиран Лагвилава. Самая главная проблема, по его словам, состоит в том, чтобы «решить вопрос с аэронавигационным оборудованием и светом».


Тбилиси отреагирует на планы России и де-факто властей Абхазии возобновить функционирование Сухумского аэропорта, заявил спикер министерства иностранных дел Грузии Давид Кереселидзе на брифинге в понедельник, 15 декабря 2014. Этот факт - действительно отголосок этого т.н. договора (о союзничестве Москвы и Сухуми). Это интеракция между де-факто правительством оккупированной Абхазии и Россией. Насколько я помню, управление этим аэропортом должно быть передано русским. Для нас, так же как и для дружественного нам международного сообщества, этот договор не существует. Поэтому любые такие взаимоотношения будут незаконными", - заявил Кереселидзе.При этом он выразил предположение, что Международная организация гражданской авиации (ИКАО) не поддержит функционирование Сухумского аэропорта."Конечно, во время наших предстоящих переговоров эти вопросы будут затронуты, как, так сказать, фактические материалы, что это является следствием договора (о союзничестве между Москвой и Сухуми)", - заявил Кереселидзе.

Однако на недавней пресс-конференции в начале 2015 премьер-министр Беслан Бутба был не столь оптимистичен. Окончательное решение о реконструкции аэропорта пока не принято. В решить вопрос в положительном ключе мешают, возможно, сомнения в экономической целесообразности этого проекта. Кроме того, по мнению премьера, палки в колеса вставляет РЖД, где заинтересованы в монополизации транспортных перевозок в Абхазию.
http://abkhaz-project.ru/invest-proekti-premier-abkhazii-rasskazivaet/


Миротворцы России в воздухе

Тем временем, в аэропорту Бабушара ежегодно проходят чемпионаты СНГ по парашютному спорту. А также чемпионаты парашютистов ветеранов, для тех, кому за 40 лет.

11 минут интересного видео


Новая волна активности вокруг аэропорта началась после досрочной отставки Анкваба в июне 2014. В Абхазии заговорили о необходимости более тесного сближения с Россией, и вопрос транспортной доступности оказался одним из ключевых. «Я уверяю вас, что в 2015 году аэропорт заработает. Это серьезные вложения в бюджет республики, и, что немаловажно, будут созданы новые рабочие места», — заявил, например, во время предвыборной кампании один из кандидатов в президенты, председатель Службы госбезопасности Абхазии Аслан Бжания.

Так или иначе, ответ на вопрос, когда будет открыт сухумский аэропорт (и будет ли вообще открыт), пока нет. Безусловно, работающий сухумский аэропорт даст качественно иной импульс развитию туристической отрасли Абхазии, особенно восточной ее части, но в любом случае ситуацию с аэропортом надо рассматривать в комплексе с открытием абхазо-российской границы и созданием современного железнодорожного сообщения от Псоу до Очамчыры. Скептики могут возразить, зачем вкладывать более чем солидные средства в модернизацию железнодорожного сообщения там, где стоят полупустые села и туристическая активность на низком уровне. Но очевидно другое. Экономическая активность (особенно в такой сфере как туризм) может нормально расти только там, где есть инфраструктура.


Несколько лет назад надежды на возрождение сухумского аэропорта были связаны с Олимпиадой в Сочи. Предполагалось, что аэропорт в Сухуме сможет стать запасной базой сочинского аэропорта и принимать гостей олимпиады. Но планы эти не осуществились, сочинцы справились сами. Аэропорт в Сочи продолжает активно развиваться и теперь, уже после Зимних олимпийских игр. По итогам 2014 года он стал лидером роста среди российских аэропортов. Его услугами в 2014 году воспользовались больше трех миллионов пассажиров, что на 28% больше, чем годом ранее. На внутренних воздушных линиях обслужено более 2,7 миллионов пассажиров, что на треть превышает результат 2013 года. На международных воздушных линиях пассажиропоток превысил 311 тыс. человек, рост показателя составил 9%. Таких результатов удалось достичь впервые за последние 23 года. В советское же время пассажиропоток обоих аэропортов был примерно одинаков.

22 июля 2011, Российский холдинг “Новапорт” будет восстанавливать аэропорт в Сухуме. 21 июля в столице Абхазии премьер-министр Сергей Шамба и генеральный директор ООО “Новапорт” Михаил Смирнов подписали соглашение о намерениях “в области восстановления и использования воздушного пространства Республики Абхазия в международном сообщении”.
http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/189500/


В 2010 году президент Абхазии Сергей Багапш в интервью "Комсомольской правде" заявил: "Мы сейчас работаем по сухумскому аэропорту и будем его приводить в порядок. Но полеты пока будут осуществляться только на Россию. Технически он почти готов." С 2010 года аэропорт носит название в честь первого президента Республики Абхазия - Международный аэропорт Сухум им. В.Г.Ардзинба. Прежнее название аэропорта - Бабушара.

29 января 2010, Россия готова установить авиасообщение с Абхазией. В пакете соглашений, которые готовятся к подписанию в ходе возможного визита президента Абхазии Сергея Багапша в Москву, есть документ о воздушном сообщении между Россией и Абхазией. Как сообщил журналистам в Сухуме чрезвычайный и полномочный посол России в Абхазии Семен Григорьев, подписанием этого соглашения будет создана юридическая база для возобновления работы Сухумского аэропорта, и, соответственно, могут начаться полеты.


Фото с ИРИТО 2009 http://andrey.fotoplex.ru/apsny2009/

Во время августовских событий 2008 года в Южной Осетии сухумский аэропорт принял десятки транспортных самолетов ВВС России. Первым гражданским иностранным самолетом, который за послевоенные годы приземлился в Бабушарах в сентябре 2008 года, был самолет министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Затем в 2009 году сухумский аэропорт принимал борты спикера Государственной думы РФ Бориса Грызлова и премьер-министра Владимира Путина.


Транспортные ИЛ-76 в сухумском аэропорту, август 2008

22 декабря 2006, АБХАЗИЯ, СУХУМ. Скорейшее возобновление деятельности аэропорта в Сухуме имеет принципиальную важность в связи с обсуждением кандидатуры города Сочи как места проведения Олимпийских игр 2014 года, сообщил в интервью Официальному сайту Президента Абхазии заместитель генерального директора госкомпании «Абхазские авиалинии» Нодар Герзмава. По его словам, открытие сухумского аэропорта «Бабушара» важно не только для Абхазии, но и для России в связи с ожидаемым многократным увеличением туристического потока. «Сухумский аэропорт обладает лучшими на Кавказе характеристиками взлетной полосы. В то же время, аэропорт Сочи существенно перегружен. Авиакатастрофа армянского аэробуса А-320 в этом году является прямым следствием невозможности обеспечить посадку борта в нашем аэропорту. В связи с тем, что нагрузки на сочинский аэропорт в Адлере и дальше будут увеличиваться, возобновление деятельности аэропорта „Бабушeра“ не имеет альтернативы», — сказал Н. Герзмава. Ранее сообщалось, что государственная компания «Абхазские авиалинии» заявила о готовности аэропорта Сухума к приему гражданских самолетов.


25 июня 2001 года В понедельник Сухумский аэропорт после долгого перерыва принял первых пассажиров. Специальным рейсом в столицу Абхазии прилетели сотрудники миссии ООН. "Мы надеемся, что вслед за самолетами ООН в Сухум начнут прилетать авиалайнеры из разных стран. Это будет способствовать экономическому и социальному развитию Абхазии", – заявил на торжественном открытии аэропорта министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба.


Самолеты АН-24 миссии ООН в сухумском аэропорту

В сентябре 1993 года в ходе грузино-абхазского конфликта аэропорт подвергся тяжелым разрушениям, было приведено в негодность дорогостоящее спецоборудование, обеспечивающее прием и выпуск всех типов летательных аппаратов и даже многоразовых космических кораблей. Власти Грузии использовали аэропорт Бабушара для эвакуации беженцев и поддержки своих войск, осажденных в Сухуме. При этом были задействованы гражданские лайнеры.


так называемая эвакуация

В тот период было уничтожено пять пассажирских лайнеров, в том числе один следовавший из Адлера:
  • 20 сентября списанный Ту-134А, борт 65809 (Orbi Georgian Airways), был уничтожен на земле при обстреле аэропорта, никто не пострадал;
  • 21 сентября следовавший из Сочи Ту-134А-3, борт 65893 (Transair Georgia), был сбит ракетой, погибли 27 человек;
  • 22 сентября Ту-154Б, борт 85163 (Orbi Georgian Airways), следовавший из Тбилиси также был сбит ракетой, погибли 108 человек;
  • 23 сентября Ту-134А, борт 65001 (Transair Georgia), загорелся из-за обстрела во время посадки пассажиров, погиб 1 член экипажа;
  • 23 сентября Ту-154Б-2, борт 85359 (Orbi Georgian Airways), был уничтожен на земле, погибших не было.
Подробности трагедии в Википедии. В тот же год аэропорт был закрыт и в послевоенные годы аэропорт использовался только для полетов в пределах республики, а также Коллективными силами СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта и Миссией ООН по наблюдению в Грузии.


Советское время: Сухумский объединенный авиаотряд.

Сухумское авиапредприятие было огромным, располагалось на 200 гектарах. Авиаотряд имел свои самолеты, АН-24, ТУ-134. Л-410 и воздушные суда для внутренних перевозок. Сухумский аэропорт выполнял большой объём работ, обслуживая в летнюю пору 4-5 тысяч пассажиров в день. В Сухуми прилетали все типы транспорта, что были в СССР. Сухумские Ту-134 выполняли рейсы не только из Сухуми и обратно, но и летали по всему СССР: Харьков-Брест, Баку-Ташкент, Днепропетровск (Донецк)-Львов, Горький, Харьков, Куйбышев-Свердловск, Казань-Тюмень. Больших дальнемагистральных бортов в Сухуми не было, поэтому сюда летали борта других авиаотрядов. Были даже рейсы Ил-62 в Хабаровск (прямой) и в Якутск с посадкой в Красноярске.

Последние обслуживались красноярским отрядом Ил-62. Полная информация о бортах, входивших в Сухумский Авиаотряд, и дальнейшая их судьба вкратце отабличена тут: http://russianplanes.net/airline/1911

сухумский авиаотряд

Расписание рейсов из аэропорта Сухуми на лето 1989 года



Вот 2 минуты живого сухумского аэропорта в 1988 году


Наступившее лето 1986 года предвещало переход к новым производственным процессам у авиаторов Сухумского объединенного авиаотряда гражданской авиации. Были позади хлопоты, связанные с генеральной реконструкцией аэропорта и освоением технологий приема, обслуживания и выпуска тогдашнего флагмана Аэрофлота – самолета ИЛ-86, и даже приема, в случае необходимости, многоразовых космических аппаратов Буран. И вот настал день, когда ИЛ-86, взлетев с Внуковского аэродрома Москвы с 350-ю пассажирами на борту, впервые взял курс на Сухуми. Аэропорт стал первым в Закавказье аэропортом, способным принять тяжелый самолет ИЛ-86. Если в Москве, на стоянке, ИЛ-86 казался не очень большим, то в Сухумском аэропорту рядом с ТУ-134, Л-410, АН-2 он смотрелся настолько огромным, что одним махом перечеркнул понятия о размерах и вместимостях привычных наших самолетов.

Ил-86 в сухумском аэропорту

"Наша «ласточка» ТУ-134 со своими 76-ю креслами в этот день была оттянута на дальнюю стоянку, чтобы «не путалась под ногами» флагмана и «не мешала». И вот регулярные полеты ИЛ-86 начались по два раза в день (туда и обратно), а это значит, дополнительно встречать и отправлять ежедневно 1400 пассажиров. Если учесть трудности удовлетворения спроса на билеты, когда из обращавшихся четырех билет был только одному, то можно понять значимость сокращения очередей в авиаагентствах на побережье Абхазии. Возобновились регулярные рейсы по союзному расписанию в направлениях Ленинграда, Киева, Минска, Риги, Ростова, Краснодара, Баку, Еревана, Кировограда, Ашхабада. Кроме регулярных, выполнялись сезонные чартерные рейсы по перевозке народно-хозяйственных грузов. Позитивные изменения в жизни авиагородка и авиапредприятия стали возможны в результате успешного завершения реконструкции и расширения аэропорта: удлинение и усиление взлетно-посадочной полосы, переоборудование системы захода на посадку в автоматическом режиме, обновление светотехнической, радиотехнической и локационной систем. Сухумский аэропорт был включен в список международных, так как стал соответствовать международным нормативам ИКАО по первой категории.

Помню, как обсуждались на бюро обкома партии, внесенные нами предложения по заключению договоров с иностранными авиакомпаниями. Те просили гарантировать, хотя бы при возникновении острой необходимости, техническую посадку самолетов у нас для кратковременного обслуживания или дозаправки. Это было экономически выгодно, так как не требовало дополнительного финансирования. Вопрос, однако, не прошел из соображений, что на побережье Абхазии почти постоянно бывают «охраняемые личности союзной значимости», и неожиданное появление иностранцев «может осложнить» оперативную обстановку.


Помню телефонный разговор с министром Гражданской авиации СССР, главным маршалом авиации Б.Бугаевым. В жесткой, но и в доброжелательной форме им была поставлена задача: «необходимо обеспечить прием ИЛ-86 в Сухуме 15 июня 1986 года». После ответа «слушаюсь» я все-таки попытался обосновать острую необходимость пассажирского терминала. Маршал напомнил, что идет строительство аэродрома стратегической и всесоюзной значимости, и что пассажиров в условиях субтропиков «обслужить не сложно…». Однако пообещал, что попробует продвинуть вопрос строительства павильона легкого типа. И за 11 месяцев, к приему первого рейса ИЛ-86, был сдан в эксплуатацию пассажирский павильон пропускной способностью 600 пассажиров в час.

Наш аэропорт изменился и внешне приблизился к стандартам союзного и международного масштаба. Вместо беспорядочного скопления шашлычных, будочек и т.п. - привокзальная площадь с широкими подъездными и выездными дорогами, стоянками общественного транспорта, такси, частных автомашин, с современными кафе и киосками, создающими удобства людям." Ю.ЛАТАРИЯ, командир Сухумского авиаотряда в 1980-1990 гг. для газеты «Республика Абхазия»


Надежда Владимировна Курченко

Бортпроводница Сухумского авиаотряда. Погибла 15 октября 1970 года, пытаясь предотвратить угон самолета АН-24 (борт N46256) террористами от двух выстрелов в упор. Награждена (посмертно) орденом Красного знамени. Родилась 29 декабря 1950 года в Алтайском крае. С декабря 1968 года работала бортпроводницей Сухумского авиаотряда. Эта драма всколыхнула тогда всю страну. Советский Союз был потрясен – подобное преступление случилось впервые. После школы Надя приехала Сухуми, где начала работать сначала в бухгалтерии аэропорта, а когда ей исполнилось 18 лет, перешла на работу бортпроводницы. Девушка быстро освоила технические тонкости своей профессии и умела ладить с самыми беспокойными пассажирами. Ее школьное увлечение туризмом продолжалось и на новом месте – она стала ответственной за спортивную работу в авиаотряде, организовывала увлекательные походы по окрестностям Сухуми и даже сдала нормативы на значок 'Турист СССР'.


В первый же год работы пришло и первое серьезное испытание – пожар на борту самолета и необходимость его посадки с одним двигателем. За безупречное выполнение своих обязанностей в аварийной ситуации Надежду Курченко наградили именными часами.У Надежды было много планов – поступление в юридический институт, замужество со школьным другом Владимиром Борисенко. В мае 1970 года Надежда приехала в отпуск к родным. Договорились, что свадьбу сыграют на ноябрьские или новогодние праздники. А 15 октября девушка отправилась в свой последний вылет.

Сразу после угона в СССР появляются скупые сообщения ТАСС : “15 октября самолет гражданского воздушного флота “Ан-24” совершал регулярный полет из города Батуми в Сухуми. Двое вооруженных бандитов, применив оружие против команды самолета, вынудили самолет изменить маршрут и совершить посадку на территории Турции в городе Трабзоне. Во время схватки с бандитами была убита бортпроводница самолета, которая пыталась преградить бандитам путь в пилотскую кабину. Два пилота получили ранения. Пассажиры самолета невредимы. Советское правительство обратилось к турецким властям с просьбой выдать преступников-убийц для предания их советскому суду, а также возвратить самолет и советских граждан, находившихся на борту самолета “Ан-24”.

На высоте 800 метров двое пассажиров - отец и сын Бразинскасы вызвали бортпроводницу и передали записку для пилотов с требованием изменить маршрут и лететь в Турцию. Девушка бросилась в кабину и закричала: 'Нападение!' Преступники кинулись за ней, открыв огонь. 'Никому не вставать! - заорал младший из угонщиков. - Иначе взорвем самолет!'. Вскоре захваченный борт пересек советско-турецкую границу, а спустя еще полчаса оказался над аэродромом в Трабзоне. Пассажирам и членам экипажа было предложено остаться в Турции, но никто на это не согласился. На следующий день на специально присланном самолете всех людей и тело погибшей девушки вывезли в СССР. Чуть позже турки вернули и угнанный Ан-24. После возвращения из Турции борт прошел ремонт на киевском АРЗ 410 и снова летал в Сухумском авиаотряде с фотографией Нади Курченко в салоне. В 1979 г. самолет передали в Самарканд где его эксплуатировали до полной выработки ресурса и в 1997 г. списали на металлолом.

Имя Надежды в один день облетело весь мир. И на долгие годы стало символом комсомольского героизма. Во многих школах СССР именем надежды называют комсомольские и пионерские отряды. Надежда Курченко была похоронена в центре Сухуми в форме стюардессы и с комсомольским значком. В Сухуми в ее честь назван парк и установлен мемориал. Спустя 20 лет её могила была перенесена на городское кладбище города Глазова по просьбе ее матери.

После гибели бортпроводницы были коренным образом изменены правила безопасности пассажиров при авиаперелетах, введены правила досмотра пассажиров и багажа и ужесточены нормы законов против воздушного терроризма не только в СССР, но и во всем мире. В аэропортах появились металлоискатели и предполетный досмотр, приграничные рейсы стали сопровождаться вооруженной охраной «в штатском», оружие стали выдавать и экипажу, а в УК появилась специальная статья 211 — «Угон воздушного судна». СССР извлек урок и из реакции Запада на террористический акт Бразинскасов. В руководстве страны, а особенно в КГБ, ведшем это дело, окончательно уверовали в пещерный антикоммунизм и антисоветизм западных элит. В борьбе с диссидентами внутри СССР КГБ все чаще стал руководствоваться идеей, что «несогласные» — лишь пешка в руках иностранных спецслужб.

В 1982 году Геннадий Бочаров написал о Надежде большой подробный очерк в издании Молодая Гвардия http://apsnyteka.org/1319-bocharov_g_nadezhda_kurchenko.html


Подвиг пилота Сухумского АО Владимира Шленова

24 декабря 1971 г. самолет Ан-24 № 46586 Грузинского управления гражданской авиации, пилотируемый летчиками Гвинджия Х. Ч. и Шленов В. А., выполнял очередной рейс № 2955 по маршруту Сухуми – Симферополь – Одесса. На борту самолета было 44 пассажира.

Погодные условия были удовлетворительными. Десятибалльная облачность слоисто-кучевых форм с высотой нижней границы облаков 1200 м; горизонтальная видимость 20 км; температура воздуха у земли -3 °C; давление 762 мм рт. ст.; ветер 50° силой 6 м/сек; влажность 92 %.

Двигатели работали на крейсерском режиме – 52° но УПРТ. На траверзе Сочи, после набора высоты полета 6000 м, нормальный, размеренный ритм работы экипажа нарушила включившаяся сирена и одновременно четыре красные лампы-кнопки сигнализации известили о пожаре в мотогондолах двигателей и в области крыла самолета.

Загорелось табло: "Левая и правая мотогондолы, левое и правое крыло". Все желтые сигнальные лампы контроля исправности пиропатронов противопожарных баллонов погасли, что свидетельствовало об автоматическом срабатывании всех баллонов системы пожаротушения. Через несколько секунд в пилотской кабине появился дым. Последовала команда командира и бортмеханик без промедления зафлюгировал от кнопок КФЛ-37 оба двигателя. Влючив сигнал "бедствие" и отключив отбор воздуха в кабину, командир по радио доложил о случившемся в воздухе и своем решении на производство вынужденной посадки диспетчеру аэропорта Сочи (Адлер).

Командир развернул самолет на ДПРС и начал безмоторный планирующий полет. Удаление от аэропорта составляло около 30 км. Самолет вышел на ДПРС на высоте 4200 м за облаками.

Как рассказал командир летчик 3 класса Гвинджия Х. Ч.: "С высоты около 2000–2500 м начали потеть лобовые стекла, и чем ниже снижались, тем сильнее. Приходилось часто протирать их руками вплоть до приземления. С момента флюгирования винтов почти все электрические приборы, за исключением левого авиагоризонта, вышли из строя. Работали высотомеры, указатель скорости и вариометры. С высоты 1800–2000 м в окна между кучевыми облаками увидели аэропорт Адлер.

Вышли на посадочный курс на высоте 650 м со скоростью 300 км/ч. На удалении приблизительно 6 км шасси выпустили аварийно, так как основная система не работала. Закрылки также не вышли. После выпуска шасси скорость уменьшилась до 280 км/ч, а вертикальная скорость установилась 4 м/сек. Это грозило большим перелетом. Ведь там очень сложно – горы рядом. И здесь нас выручил самолет.

Я никогда не скользил на Ан-24, но тут вынужден был использовать скольжение для коррекции расчета. Дал правую ногу и штурвал налево. Увеличил вертикальную скорость до 6 м/сек при скорости 260 км/ч. Начал плавно выравнивать на высоте 9-10 м.

После выравнивания скорость была 250 км/ч. Приземлились на скорости 230 км/ч. Приземление было очень мягкое.

Загорелся зеленый огонь выпущенного положения передней ноги, и самолет, сохраняя прямолинейность пробега, остановился. Общая длина пробега составила 1050 м. До конца полосы оста-валось около 500 м и еще 300 м до конца КП Б.

Пассажиры, экипаж и самолет повреждений не получили. Самолет планирует превосходно, на отклонения рулей реагирует мгновенно. На посадочном курсе нет необходимости держать слишком большое превышение глиссады, при условии, если посадка будет без закрылков, а шасси выпущено".

Один из первых Ту-134 в сухумском аэропорту


Расписание рейсов Москва-Сухуми на лето 1968 года


Время вылета, время прибытия, время обратного вылета из Сухуми, цена в рублях




Из практического Справочника Туриста, 1966 год:


ВОЗДУШНОЕ СООБЩЕНИЕ: Столица Абхазии связана воздушным сообщением со всеми крупными городами Грузии и всего Советского Союза. Курсируют комфортабельные скоростные самолеты типа ТУ-104, ТУ-124, ИЛ-18, ИЛ-14, АН-10, АН-2, а также вертолеты. Агенство воздушных сообщений, ул. Советская, 4; тел 42-28. Аэропорт - тел. 20-21.

Доставка пассажиров в аэропорт из города Сухуми производится автобусами № 13 с начальными остановками по ул. Лакоба, 39 и у железнодорожного вокзала ст. Сухуми. Курсируют также специальные экспрессы и такси. Движение автобуса № 13 с 6 часов до 21 часа по московскому времени, через каждые 15 мин., а экспрессов - по особому расписанию. Пассажиры доставляются автобусами в аэропорт за 50 мин., а экспрессом за 35 мин. В аэропорту имеются: отделение связи (почта, телеграф, телефон, включая междугородный переговорный пункт; производится прием фототелеграмм), сберкасса (по сберегательной книжке, выданной сберкассой аэропорта, вкладчик может получить деньги также в центральной сберегательной кассе - Сухуми, проспект Мира, 70), медпункт, аптечный киоск, ресторан, столовая, парикмахерская, комната матери и ребенка, камера хранения багажа, стоянка такси, киоск сувениров, киоск "Союзпечати".


***

Отдых в Абхазии | Отдых в Пицунде | Отдых в Гагре